1885–1967
СТРЕЛЕЦКИЙ Николай Станиславович
Николай Станиславович Стрелецкий родился 15 сентября 1885 г. в крепости Осовец Белостокского воеводства (Польша), гимназию окончил в г. Владивостоке. Отец его — С. А. Стрелецкий, видный военный инженер, построил в России много крепостей и других оборонительных сооружений в Вильнюсе, Риге, Хабаровске, Владивостоке.
1885 год
Выдающийся российский учёный, педагог
Член-корреспондент АН СССР
Основатель отечественной школы металлоконструкций
Доктор технических наук, профессор
В 1931 г. его избирают членом-корреспондентом АН СССР.

С 1932 г. Н. С. Стрелецкий возглавляет кафедру металлических конструкций Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (МИСИ), но не порывает связей с мостостроением. Проект однопролётного сварного моста Дворца Советов, разработанный им в 1932 г., стал началом целой эпопеи проектирования однопролётных москворецких мостов, закончившейся сооружением четырёх металлических арочных и одного висячего (Крымского) мостов.

Начиная с 1930 г. в соответствии с задачами индустриализации страны на первый план научной работы выдвинулись вопросы создания металлических конструкций для промышленного строительства. В 1932 г. ГИС был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт промышленных сооружений (ЦНИПС). В ГИС и ЦНИПС со дня их основания и до 1935 г. Николай Станиславович работал руководителем лаборатории металлических конструкций.
1930–1935 годы
Он создал теорию расчёта строительных конструкций по предельным состояниям
Директор ЦНИИПС в 1934–1936 гг.
Герой Социалистического Труда, кавалер четырёх орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
В ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко (преобразованном в 1957 г. из ЦНИПС) и «Стальконструкции» он руководил научно-техническими советами, был консультантом, председательствовал на координационных совещаниях. Но фактически именно он определял научно-техническую политику этих организаций, с учётом мнения их коллективов принимал решения по всем кардинальным вопросам.

В ходе многолетней научной, инженерной и педагогической работы Н. С. Стрелецкий создал советскую школу металлостроительства с характерными чертами: сочетание теоретических и экспериментальных исследований для выявления реальной работы конструкций под воздействием различных нагрузок; тесная связь проектирования конструкций с технологией их изготовления и монтажа; применение статистических методов расчёта конструкций на прочность, т. е. приближение расчёта конструкций к их реальной работе; оптимизация конструкций путём рассмотрения многих вариантов возможных схем конструктивных форм (при минимальном расходе металла, трудоёмкости изготовления конструкций и стоимости); правильное прогнозирование развития металлических конструкций.

Вне зависимости от своего служебного положения Н. С. Стрелецкий долгие годы фактически стоял во главе большой школы учёных и инженеров по исследованию и проектированию мостов и металлических конструкций. Это произошло благодаря его большому таланту, разносторонней эрудиции, огромному и постоянному трудолюбию и многим другим качествам, о которых рассказывали его многочисленные ученики, работавшие под его руководством, исключительной обаятельности, создающей вокруг него атмосферу подлинной человечности. Все эти качества способствовали творческим исканиям, воспитывали умение научно обобщать разнообразные процессы и явления по актуальным проблемам, разрабатывать прогнозы о перспективе их развития, подмечать и всесторонне оценивать новые тенденции в развитии и решении различных расчётно-теоретических и конструктивных вопросов в самом начале их возникновения. Этому также способствовало умение найти и сплотить вокруг себя талантливых и работоспособных учёных и инженеров-практиков различных специальностей для комплексного подхода к проблемам, постоянное сочетание научной, инженерной и педагогической работы.

Н.С. Стрелецкий заложил основы аналитического подхода к проектированию строительных конструкций, применил методы математической статистики и теории вероятностей, установил влияние факторов изменчивости параметров конструкции на её надёжность. Его теоретические исследования разрушения статически неопределимых систем привели к существенному развитию теории разрушения ферм, основоположником которой был Г. Грюнинг (1927).

Н.С. Стрелецкий внёс огромный вклад в разработку, совершенствование и распространение расчёта по предельным состояниям. Но не только исследованиями доказывал учёный необходимость перехода на новый метод расчёта. Методика расчёта по предельным состояниям родилась в жаркой борьбе с её противниками, которых оказалось немало. Главная причина этого заключалась в сложности идей методики предельных состояний, требующих достаточно глубокого их понимания. Её гносеологическую и даже философскую суть авторы, видимо, не сумели изложить достаточно чётко и понятно, обращая основное внимание на расчётную формализацию.

В становлении и развитии советской школы металлостроительства огромное значение имела преподавательская деятельность Н. С. Стрелецкого. В процессе обучения он считал необходимым сочетать учебную работу с научно-исследовательской и практической. В ходе обучения, особенно на стадии дипломного проектирования, он ставил перед студентами важные практические инженерные и научно-исследовательские задачи. Ещё в 1922 г. Николай Станиславович вместе со своими помощниками — молодыми преподавателями и студентами — разработал для Московско-Курской железной дороги проект усиления четырёхпролётного моста через Москву-реку. Причём это был первый случай применения предварительного напряжения в металлических конструкциях.

Н.С. Стрелецкому присуще чувство нового. Он отличался исключительным трудолюбием. Был смел и принципиален в защите своих научных позиций. Никогда не требовал и не добивался для себя особых жизненных удобств и привилегий. Он не делил людей на больших и малень­ких, на нужных и ненужных. Ко всем был доброжелателен, со всеми вежлив и, наконец, был разносторонне развитым человеком, любил музыку, театр, литературу, знал иностранные языки.

В послевоенные годы Н. С. Стрелецкий успешно занимался принципиальными вопросами типизации сооружений. Эта проблема в условиях социалистической экономики имела и продолжает иметь важнейшее значение.
Написал и опубликовал более 250 научных трудов и постоянно участвовал в проектировании многих инженерных сооружений
В мае 1911 г. Николай Станиславович окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения с отличием. В награду за успехи молодой инженер получил двухгодичную командировку в Германию для совершенствования знаний по мостостроению. После возвращения из-за границы Н. С. Стрелецкий работал в Обществе Московско-Казанской железной дороги. Под его руководством разрабатывались проекты мостов через р. Оку и тоннеля под р. Волгой в Нижнем Новгороде.
1911 год
Важным организационным шагом было создание в 1927 г. Государственного института сооружений (ГИС). Его задачами стали разработка и исследование конструктивных форм, вопросов организации строительства и совершенствование методов научных исследований. Одним из его организаторов стал Н. С. Стрелецкий, который утвердил здесь экспериментально-аналитический метод исследований, зародившийся под его руководством ещё в НТК НКПС.
1927 год
Огромная научная работа, проведённая Н.С. Стрелецким до 1930 г., была по достоинству оценена научной общественностью страны.
1930 год
В своих работах Н. С. Стрелецкий значительное место уделял экономике металлических конструкций. Наиболее широко вопросы экономики освещены в специальной главе курса «Металлические конструкции» (1961) и в монографии «Проектирование и изготовление экономичных металлических конструкций» (1964), написанной совместно с сыном Д. Н. Стрелецким.
1961–1964 годы
За более чем полувековой период постоянной плодотворной научной работы Н. С. Стрелецкий написал и опубликовал более 250 научных трудов и постоянно участвовал в проектировании многих инженерных сооружений. Под его руководством или при участии также были разработаны типовые железнодорожные мосты пролётом от 33 до 113 м (1922), мост-трансбордер через р. Волгу в Саратове (1922), мостовой перегружатель для Магнитогорского комбината (1932), металлические мосты через канал им. Москвы (1933−1938), мостовые перегружатели Союзпроммеханизации (1933−1937), метромост в Москве (1935), пролётные строения для восстановления железнодорожных мостов (1943−1944), типовой многопролётный висячий мост (1944), типовые вертикальные метал­лические резервуары для нефтепродуктов (1941−1943), типовые элементы для восстановления промышленных зданий (1941), радиомачты, радиобашни, телевизионные опоры и др. Он был консультантом проектирования и строи­тельства высотного здания МГУ, Дворца культуры и науки в Варшаве.
1922–1944 годы
В 1947 г. Н. С. Стрелецкий был избран действительным членом Академии архитектуры СССР (в 1956 г. она была преобразована в Академию строительства и архитектуры СССР). В этой академии он был председателем секции металлических конструкций и унификации методов расчёта, председателем секции конструкций Совета по координации научных работ.
1947 год
Н.С. Стрелецкий много работал в АН СССР, был заместителем председателя комиссии по инженерно-строительным вопросам, а в 1950—1954 гг. — председателем комиссии по строительству; состоял членом секции научных проблем транспорта.
1950–1954 годы
Н.С. Стрелецкий постоянно занимался активной общественной деятельностью. Со дня возникновения НТО строителей он был бессменным председателем секции металлических конструкций. Во время Великой Отечественной войны он организовал отделение этого общества и в Новосибирске и был избран его председателем. В течение ряда лет работал председателем Научно-технического общества строительной индустрии.
С 1948 по 1954 г. избирался председателем Всесоюзного совета научно-технических обществ.
1948–1954 годы
Умер Николай Станиславович в 1967 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
1967 год