КУЧЕРЕНКО Владимир Алексеевич
Целеустремлённый и пытливый к знаниям Владимир Алексеевич поступил в 1929 г. в Харьковский строительный институт, который окончил в 1933 г. С момента получения диплома о высшем образовании молодой специалист с желанием работал прорабом на строительстве Купянского сахарного завода и паровозостроительного завода в г. Улан-Удэ, затем главным инженером на строительстве заводов в г. Сталино (Донецк), в посёлке Петровеньки Ворошиловградской (Луганской) области.
Владимир Алексеевич Кучеренко родился 18 (30) июля 1909 г. на станции Лозовая Екатеринославской губернии (Харьковская область) в семье машиниста паровоза. Юноша начал трудовую деятельность в шестнадцать лет, работая в мастерских железнодорожной станции Лозовая сначала рабочим, затем десятником.
Член коллегии Третьего Главного управления при Совете Министров СССР
Начальник Главного управления по жилищному и гражданскому строительству при Исполнительном комитете Московского городского Совета
Заместитель Министра строительства предприятий машиностроения СССР
Заместитель председателя Исполнительного комитета Московского городского Совета
Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства
Заместитель председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства – министр СССР
Президент Академии строительства и архитектуры СССР
Лауреат Сталинской премии, награждён тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
Государственный деятель Владимир Алексеевич Кучеренко прошёл яркий жизненный и карьерный путь, занимая ответственные посты:
Инженер-строитель В. А. Кучеренко, одержимый романтик и перфекционист, успешно продвигался по карьерной лестнице, полезно трудился на различных ответственных стройках страны: 1939−1941 гг. — управляющий трестом «Южтяжстрой» (Харьков); 1941−1942 гг. — управляющий трестом № 50 (Стерлитамак); 1943−1948 гг. — главный инженер треста «Южтяжстрой» (Харьков); 1948−1950 гг. — управляющий трестом «Южавтострой» (Днепропетровск).
Талантливый организатор В.А. Кучеренко активно занимался восстановлением промышленных предприятий на территориях, оккупированных во время Великой Отечественной войны, после освобождения. За способность принимать ответственные решения и другие присущие черты масштабного руководителя Владимир Алексеевич с 1950 г. назначался членом коллегии, затем заместителем Министра строительства предприятий машиностроения СССР.
Вскоре Владимира Алексеевича, талантливого инженера и организатора производства, назначили на ответственную должность члена коллегии Третьего главного управления при Совете Министров СССР, в задачи которого входило руководство всеми специальными работами по атомной промышленности, по созданию зенитно-ракетных комплексов «Беркут» и самолёта-снаряда «Комета», ракетам дальнего действия, где он курировал работу организаций, занимающихся строительством ракетных и ядерных полигонов, предприятий общего и среднего машиностроения, а также развитие инфраструктуры объектов.
При активном участии В. А. Кучеренко проведена реорганизация Центрального научного института промышленных сооружений (ныне — Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В. А. Кучеренко, входящий в АО «НИЦ «Строительство»), коллектив которого участвовал в строительстве таких важных государственных объектов, как космодром Байконур, стадион «Лужники», Камский и Волжский автомобильные заводы, знаменитые московские высотки, а до войны — ДнепроГЭС и Магнитогорский металлургический комбинат.
Владимир Алексеевич с 1954 г. являлся начальником Главного управления по жилищному и гражданскому строительству (Главмосстроя) при Исполнительном комитете Московского городского Совета, заместителем председателя Исполнительного комитета Московского городского Совета.
С 28 февраля 1955 г. по 25 декабря 1956 г. он являлся заместителем председателя Совета Министров СССР, одновременно с 30 марта 1955 г. по 26 января 1961 г. — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства.
С 25 декабря 1956 г. по май 1957 г. — заместитель председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — министр СССР.
В январе 1961 г. Владимира Алексеевича избрали президентом Академии строительства и архитектуры СССР.
С августа 1963 г. В. А. Кучеренко являлся заместителем председателя Государственного комитета СССР по делам строительства — министром СССР, занимая эти ответственные должности до последнего дня своей жизни.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1963 г. Центральному научно-исследовательскому институту строительных конструкций присвоено имя государственного деятеля и выдающегося советского учёного-строителя Владимира Алексеевича Кучеренко.
Владимир Алексеевич скончался 26 ноября 1963 г. Урна с его прахом захоронена в нише Кремлёвской стены на Красной площади в г. Москве.
Владимир Алексеевич вёл активную общественную работу, избирался членом ЦК КПСС (на ХХ и XXII съездах КПСС) и депутатом Верховного Совета СССР 5−6-го созывов.
Старший брат Владимира Алексеевича — Николай Алексеевич Кучеренко (1908−1976) — выдающийся инженер-конструктор, лауреат трёх Сталинских премий, один из создателей легендарного танка Т-34, инженер-полковник. В 1960-х годах под непосредственным руководством Н. А. Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «Лунохода».
Владимир Алексеевич Кучеренко удостоен Сталинской премии III степени Постановлением Совета Министров СССР от 15 марта 1950 года «За разработку технологии, освоение производства и внедрение в строительство конструктивного ячеистого бетона».