1871–1947
КРАСИН Герман Борисович
Герман Борисович Красин родился 2 октября (19 сентября ст. ст.) 1871 г. в селе Мостовское бывшего Курганского уезда, Тобольской губернии в семье мелкого административного служащего Бориса Ивановича Красина, знатока истории сибирского края, человека образованного.
1871 год
Основатель и первый директор Государственного института сооружений (ГИС)
Бессменный заместитель начальника строительства по инженерной части Дворца Советов
Член-корреспондент Всесоюзной Академии архитектуры
Доктор технических наук
Кавалер ордена Ленина
Раннее детство Герман Борисович провёл в деревне по месту службы отца. В 1881 г. родители отправили Германа в Тюмень для определения в Тюменское реальное училище, куда годом раньше поступил его старший брат Леонид Борисович Красин, впоследствии известный революционер, а после Октябрьской революции — видный государственный деятель.
1881 год
По окончании реального училища в 1888 г. Герман Борисович поступил по конкурсу в Санкт-Петербургский технологический институт, где в это время уже учился Леонид Борисович. Помимо учёбы оба брата принимали деятельное участие в кружках политического самообразования.
1888 год
В Москве с 1895 по 1900 г. Герман Борисович служил в управлении строительства Вологодско-Архангельской железной дороги в должности инженера для учёных занятий. Им произведены новые по тому времени методы расчёта каменных устоев «раздельной системы», свайных оснований, отверстий мостов на случай прорыва плотины.
1895–1900 годы
Затем он перешёл в управление Северных железных дорог на должность начальника технического отдела службы путей, где за время с 1900 по 1905 г. спроектировал и построил пешеходные (через ж/д пути) мосты оригинальной конструкции — висячий на 2-м км Московско-Ярославской железной дороги и металлический арочный на станции Лосиноостровская.

В 1905 г. составил оригинальный проект, по которому Московско-Ярославская железная дорога была приспособлена для пропуска порожних широколинейных товарных вагонов по узкоколейному пути Вологодско-Архангельской железной дороги (с укладкой добавочных рельс и специальных стрелок).
1900–1905 годы
В 1920—1926 гг. Герман Борисович работал в должности инженера и начальника одного из управлений Шатурстроя, в управлении «Торфотехника» Научно-экспериментального торфяного института (Исторфа). За это время учёный составил ряд оригинальных проектов металлических конструкций для Шатурского строительства (опоры для линий передач высокого напряжения растяжной системы, перекрытие котельной электростанции и др). В 1922—1926 гг. на том же строительстве руководил работами по изучению и усовершенствованию технологии машинного торфодобывания. Он изобрёл лично и при участии своих помощников несколько новых машин и устройств, из которых некоторые получили широкое распространение.
1920–1926 годы
В апреле 1927 г. инженера Германа Борисовича Красина назначили по совместительству директором Государственного института сооружений.
1927 год
Заместитель директора ГИС Я. О. Лернер в 1928 г. вспоминал: «ГИС возник в результате инициативы группы профессоров, инженеров и студентов МВТУ, поддержанной рядом организаций, увидевших ещё несколько лет тому назад всю необходимость широкого развития научно-исследовательской работы при бурном росте социалистического строительства СССР». Как руководитель Красин многое сделал для становления института, ведущего научного учреждения в строительной сфере, создав его крепкую учебно-материальную базу, сплотив коллектив прогрессивных исследователей.
1928 год
В 1926—1930 гг. Герман Борисович Красин в качестве заместителя председателя Жилищно-строительного комитета Моссовета осуществлял техническое руководство жилищным строительством Московского Совета. Он разработал удешевлённые конструкции зданий (двухстолбовая система без внутренних капитальных стен). Исследователь Красин впервые применил на практике метод крупноблочного строительства жилых зданий и сборных железобетонных конструкций (на возведении 1-го и 2-го домов милиции в Москве).

Герман Борисович в качестве члена комиссии Моссовета работал над установлением организованного планирования городского строительства. Он выдвинул идею строительства пересечений центральных улиц на разных их уровнях сведений о рождении подобной идеи за границей, а также осуществил строительство москворецких мостов во втором уровне — в то время ещё независимо от сооружения канала Москва-Волга.

В 1926—1930 гг. Герман Борисович, занимая должность председателя Научно-технического совета Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР, руководил рассмотрением, экспертизой и утверждением разнообразных проектов по коммунальному строительству, проблемных вопросов коммунального хозяйства. В частности, им разработаны главнейшие принципиальные положения по планировке новых городов, введены коренные изменения во многие из представленных проектов, к примеру, он настоял на переносе города Магнитогорска на правый берег реки Урал.
1926–1930 годы
Г. Б. Красин в феврале 1929 г. в своём сообщении на Высших курсах по организации капитального строительства обозначил своё видение реконструкции промышленности: «В отношении материалов мы, прежде всего, должны обращать свои взоры к матери-сырой земле: «Согласно предварительным опытам, есть основание предполагать, что самая обыкновенная растительная земля может являться для нас основным строительным материалом: при значительной прессовке (до 50 атмосфер и более) она будет давать совершенно прочные и устойчивые по отношению к атмосферным влияниям камни, которые будут обладать значительной нетеплопроводимостью и вполне пригодны для постройки жилищ».
1929 год
Инженер Г. Б. Красин обращал внимание строителей на «забытый ныне материал» — кровельный шифер, «который, впрочем, и раньше был мало распространён, несмотря на свои высокие строительные качества, последние заключаются в способности его расщепляться на тонкие пластинки и в высокой стойкости кровельного шифера по отношению к каким-либо химическим воздействиям».

Герман Борисович рекомендовал присмотреться к широким возможностям асбеста: «Им пользуются для изготовления водопроводимых, а также печных труб. Весьма возможно, что из асбеста можно будет делать литьё, пригодное для замены дерева, так как материал этот очень прочен и легко обрабатывается режущим инструментом».

О возможностях вяжущих материалов Г. Б. Красин высказывался решительно: «Мы тратим ныне портландский цемент там, где можно было бы его и не употреблять, заменив известью с прибавлением гидравлических добавок. У нас — неисчерпаемые запасы последних в виде трепела».

Герман Борисович рекомендовал использовать «совершенно забытый раствор — гипс», который широко применялся в древних постройках. Он настаивал на том, что «в смысле удобства его употребления, гипс в некоторых отношениях незаменим. По всей вероятности, гипс восстановит свою былую славу и даст удобный материал для планки стен».

Особое значение приобретали магнезиальные цементы. Их основное свойство, помимо большой прочности и большого сопротивления растяжению, — способность хорошо связываться также с древовидными материалами, в то время как портландский цемент легко соединялся только с каменным.

Г. Б. Красин предлагал варианты снижения стоимости магнезиальных цементов, что «при развитии их производства, казалось бы, вполне возможным».

Большая роль отводилась на стройках, по мнению учёного, битуму и смолам, служившим для изготовления топлевых материалов, для постройки водонепроницаемых крыш, покрытия дорог и других целей.

Г. Б. Красин имел своё мнение, отстаивал позицию не только по использованию естественных материалов, но и искусственных.

На первом плане стояло использование кирпича, известного со времён фараонов. Г. Б. Красин по этому поводу высказывался категорично: «Я думаю, что его будут употреблять ещё долгое время, и тем не менее песенка его спета.

Г. Б. Красин воплощал в практику строительства конструкции сборного характера. Он говорил: «Конструкция зданий сильно зависит от методов работы при постройке. Трудно отделять одно от другого. Основной принцип, который здесь должен быть принят во внимание, — это переход на конструкции сборного характера».

Герман Борисович постоянно заботился об инженерах новой волны, пришедших на производство после учебных заведений, лестно отзываясь о них: «Современный молодой инженер производит вполне благоприятное впечатление как по своей подготовке, так и по пригодности к работе. Но развитие техники потребует в дальнейшем ещё больше молодых специалистов, которые должны вложить свою лепту в дело строительства страны, помочь государству с честью преодолеть тот строительный кризис, который мы сейчас переживаем».
Г. Б. Красин с 1931 г. и до конца своей жизни в должности заместителя начальника строительства Дворца Советов по инженерной части руководил разработкой всего комплекса инженерных и научно-технических вопросов, возникавших при проектировании, а отчасти и при самом возведении этого сооружения: от постройки фундаментов к монтажу каркаса, а также производству других строительных и специальных работ.

Он пришёл на это очень ответственное строительство, обогащённый опытом своей почти сорокалетней инженерной и изобретательской деятельности во многих областях строительной сферы.

Г. Б. Красин в основе всех технических решений следовал основным критериям: долговечность сооружения, наивысшее качество работ и забота о человеке — будущем посетителе Дворца Советов. Эти условия, а также грандиозность сооружения и сопряжённых с его возведением работ, требовали взвешенного подхода к решению технических задач, ибо многие из них впервые применялись в мировой практике.

Начальник строительства Дворца Советов А. Н. Прокофьев, характеризуя инженерный талант Красина, отмечал: «В этой работе блестяще выявились организационный талант Германа Борисовича, его огромный практический опыт, энциклопедичность его технических знаний, новизна и смелость инженерных решений при полной технической обоснованности их, высокая культура и глубокая техническая принципиальность в решении вопросов проектного и производственного порядка».

Г. Б. Красин в своей служебной деятельности главные усилия направлял для дальнейшего развития техники и изобретательства.
1931 год
Скончался Герман Борисович Красин 14 августа 1947 г. на 76-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
1947 год